aizh 2012-01 001  Оформить покупку
   
aizh 2012-01 004

Судьба конструктора
Роман Данилов
Иллюстрации из архива автора.

На московский автомобильный завод имени И. В. Сталина Юрий Иванович Соболев попал по распределению после окончания в 1955 году Московского автомеханического института. Хотя распределение касалось должности технолога, в отделе кадров он настоял, что хочет работать конструктором. В то время на заводе было создано новое Специальное конструкторское бюро для проектирования специальных автомобилей армейского назначения, которому требовались молодые талантливые инженеры, и на собеседование Соболева направили к главному конструктору Виталию Андреевичу Грачеву.

 
   
aizh 2012-01 012

Автомобиль М. М. Егорова. Результаты расследования
Станислав Кирилец
Иллюстрации из архивов Рэне Леволла и автора.

Можно ли так-называемые «самодельные автомобили» рассматривать как важную часть автомобильной истории? Подобных машин во всем мире существовало и существует великое множество – большинство из них малоизвестны, а иные и вовсе забыты. В принципе, многие первые автомобили, изготовленные на рубеже XIX и XX веков были самодельными. Пионеры автомобилизма строили свои «самобеглые экипажи» в гаражах и сараях кустарным методом. Некоторые из этих умельцев впоследствии основали заводы и фабрики, наладили серийное производство и прославились на весь мир. Другие энтузиасты, изготовив одну машину, по тем или иным причинам не продолжили своё дело.

 
   
aizh 2012-01 016

Член Президиума
Сергей Канунников
Иллюстрации из архива автора.

Году в 1981-м на знаменитую стоянку подержанных автомобилей в московском Южном порту въехал огромный, немного потертый, но вполне еще живой ЗИС-110. Черный величественный лимузин тут же окружила толпа. Кажется, владелец просил за машину сумму, вполне сравнимую с государственной ценой на новую «Волгу» (к слову, говорили, что 110-й можно было найти и тысяч за шесть – не самые дорогие «Жигули»). Но реального покупателя не было. Далеко не у каждого советского человека водились такие деньги, да и массивный черный осколок прошлого вызывал, скорее, иронию, нежели желание на нем ездить.

 
   
aizh 2012-01 022

Московская малолитражная оттепель
Сергей Ионес
Иллюстрации из архива автора.

Этот автомобиль родился в ту весну, когда с высшей трибуны страны Никита Хрущев прочел знаменитый доклад о «преодолении культа личности». Конвейерная жизнь данной серии кузовов оборвалась ровно через девять лет и, соответственно, через девять месяцев после следующей смены власти в стране. В этом году с момента выпуска «Москвича-402» исполнилось 55 лет.

 
   
aizh 2012-01 034

Тарга Советов
Юрий Овчинников
Иллюстрации из архивов В. И. Пашко, Г. Г. Иванова, А. В. Тарантова, Н. В. Замолдиновой и автора.

Непредсказуемые повороты событий сопровождали историю этого автомобиля. Появление его не было запланировано какими-то отраслевыми или заводскими документами. Несмотря на трудности создания первого демонстрационного образца, концепт-проект Волжского автозавода успешно «засветился» на официальном выставочном представлении и получил заслуженную оценку. Неожиданно возродившись спустя годы, проект прошел стадию серьезной реальной эксплуатации при полном отсутствии дальнейшей перспективы. Несомненно, всё это явилось следствием того, что время этого автомобиля совпало со смутными годами реформ в государстве: проект «пережил» перестроечное время, испытал сложности превращения УГК в НТЦ и завершился на пороге кризисных явлений во всём советском автопроме…

 
   
aizh 2012-01 044

Изо всех сил
Александр Кириндас
Иллюстрации из архива автора.

В период 1923 - 1931 годов для обеспечения нужд РККА и ОГПУ, а также народного хозяйства, приобретались французские полугусеничные автомобили, в частности «Сомуа». С целью избавления от иностранной зависимости был поставлен вопрос о создании их аналогов, базирующихся на агрегатах отечественных автомобилей. В качестве базовых рассматривались имеющиеся или предполагавшиеся к освоению автомобили московского, нижегородского (только строящегося) и ярославского автозаводов.

 
   
aizh 2012-01 052

Слово о «двести десятых»
Михаил Соколов
Иллюстрации из архивов Д. Дашко, Л. Суславичюса, А. Новикова и автора.

Эти внушительного вида большегрузные автомобили, появившиеся в СССР 60 лет назад, в самой середине ХХ века, не смотря на свое сугубо рабочее предназначение, стали настоящими аристократами в не слишком многоликом отечественном автопарке той поры. Работать на них считалось престижным, хотя для этого требовалась изрядная физическая сила. Шоферы-дизелисты, крутившие тяжелые и неподатливые «баранки» этих машин, вызывали в своей среде всеобщее уважение, а их фото, как правило, висели на досках почета.

 
   
aizh 2012-01 072

Как не состоялось объединение АЗЛК и ЗИЛа
Сергей Цыганов
Иллюстрации из архивов Владимира Ткаченко и Льва Самохина.

Речь в нижеследующей статье пойдёт о событиях 1996-го, переломного года. На обоих московских автозаводах сменилось руководство, начались проблемы со сбытом, их залихорадило. И это уже был не набор случайных событий, а системный кризис советской модели автопроизводства, с её негибкостью, превалированием количества над качеством и сильно изношенными основными фондами. Заводы начали умирать всерьёз.

 
   
aizh 2012-01 080

Советские послевоенные мастерские. Часть 2
Николай Марков
Иллюстрации из архива автора.

Развитие спецтехники в послевоенные годы до сих пор остается очень слабо освещенной темой в отечественной автомобильной истории. И если по коммунальным, пожарным или строительным машинам в последнее время в специализированных изданиях стала появляться хоть какая-то информация, то, к примеру, о передвижных ремонтных мастерских тех лет до сих пор крайне затруднительно найти какие-либо развернутые сведения. Между тем эти фургоны являлись неотъемлемой частью пейзажа любого советского города и широко применялись в самых разных отраслях народного хозяйства. Данный обзорный материал познакомит читателя с основными типами ремонтных «летучек», встречавшихся в СССР в первое послевоенное десятилетие.

 
   
aizh 2012-01 088

Антология отечественных «Унимогов». Часть 1
Валерий Васильев
Иллюстрации фирм-изготовителей и автора.

Вот уже более 60 лет в Германии и многих других странах мира широко используются многоцелевые полноприводные автомобили Mercerdes-Benz Unimog (Universalmotorgeraеt). Благодаря заложенным в их конструкцию техническим решениям, машины способны трудиться в сфере транспорта, промышленности, строительства, агрокомплекса, жилищно-коммунальном хозяйстве, вооруженных силах и т.д. За прошедшие годы немецкий «Унимог» обзавелся многочисленным потомством, освоив при этом бесчисленное количество профессий. Его успех произвел должное впечатление на специалистов других стран, породив множество последователей и подражателей. Соответствующий отклик германский чудо-агрегат получил и у нас, став сильным раздражителем для отечественных разработчиков.

 
   
aizh 2012-01 100

Пожарная техника «Тремасса»
Александр Говоруха
Иллюстрации из архива автора.

Пожарная техника, изготовленная в Ленинграде в 1920-е годы, пользовалась большим спросом по всей стране. Это и не удивительно, ведь еще до революции первый пожарный автомобиль в России появился именно в этом городе. Высокий уровень технической подготовки ленинградских специалистов, которые достались по наследству Советской стране, позволил раньше других организовать производство пожарной техники. Разработанный в Ленинграде автонасос АМО-Ф-15 с продольно-поперечной посадкой бойцов был одним из массовых пожарных автомобилей в пожарных частях до появления автонасосов на шасси АМО-4 и ГАЗ-АА.

 
   
aizh 2012-01 110

Троллейбусы ЛК
Дмитрий Дашко
Иллюстрации из архивов РГАКФД, Дмитрия Ермака и автора.

Первая самодвижущаяся тележка на электротяге с контактом от электросети была построена в 1902 году в Санкт-Петербурге инженером Сергеем Шуленбургом на базе грузовика Фрезе 8НР. Новинкой тогда не заинтересовались. В 1924 году, когда уже в Европе троллейбус во всю распространился, впервые было высказано предложение проложить троллейбусную трассу в Москве, но тогда дальше разговоров дело не сдвинулось - решили закупить более дешевые автобусы Leyland.

 
   
aizh 2012-01 120

80 лет ХАДИ. Автомобильная летопись
Дмитрий Дашко
Иллюстрации из архива автора.

В сентябре 2010 года исполнилось 80 лет Харьковскому автодорожному университету, известному в СССР под маркой ХАДИ. В июле 2011 года - сто лет со дня рождения Владимира Константиновича Никитина. Слава ХАДИ пришла во многом благодаря тем уникальным рекордно-гоночным автомобилям, которые строились в Лаборатории скоростных автомобилей при институте. Сегодня мы открываем исторический цикл, посвященный этим необычным машинам. Вспомним все проекты и разработки, начиная с 1951 года, первой модели ХАДИ-1, и заканчивая последними проектами.

 
   
aizh 2012-01 134

АМО ЗИЛ - 95 лет
Роман Данилов
Иллюстрации автора.

6 октября 2011 года состоялся торжественный вечер, посвященный 95-летию старейшего отечественного производителя автомобилей - московского автозавода им И. А. Лихачева. Завод, заложенный в Тюфелевой роще братьями С. П. и П. П. Рябушинскими, в советский период своей истории стал флагманом Советской автомобильной промышленности и являлся одним из крупнейших в Европе производителем автомобилей. На базе филиалов завода в разные годы в России возникло три новых автомобильных завода: УАЗ в Ульяновске, УралАЗ в Миассе и «Автомобили и моторы Урала» в Новоуральске; для производства ЗИС-150 был построен Кутаисский автозавод в Грузии и завод «Цзефан» (Jiefang) в Китае, а основной машиной производственной программы КамАЗа до сих пор является созданный на ЗИЛе КамАЗ-53213.

 
   
aizh 2012-01 138

Сладкая и горькая «классика»
Сергей Ионес
Иллюстрации автора.

29 января 2012 года исполнилось 80 лет с того дня, как с конвейера, построенного с помощью компании Ford, автозавода в Нижнем Новгороде сошли первые грузовики. Круглая дата не могла остаться не отмеченной красочным шоу с участием множества горьковских автомобилей прошлых лет. Только праздновать пришлось за полгода до юбилея. Завод угораздило выпустить первые машины в разгар лютой поволжской зимы. Собрать кворум владельцев ретро-автомобилей в январе – идея безумная и заведомо провальная. Никто не «подпишется» заводить при минусовой температуре древние моторы и купать в жиже противогололедных реагентов с трудом отреставрированные кузова. Да и тусовки на старых автомобилях, как ни крути, «игры на свежем воздухе», уместные исключительно в ласковый летний денек, и уж никак не в сезон январских холодрыг.

 
   
aizh 2012-01 142

70 лет Уральскому автозаводу
Валерий Дмитриев
Иллюстрации автора.

Вот и подошел очередной юбилей автомобильного завода в Миассе. Вообще, как вы понимаете, этот год был богат на юбилеи многих машиностроительных заводов России в силу вынужденной эвакуации многих предприятий из центральных регионов СССР в первый год Великой Отечественной. Так родился и автомоторный завод в Миассе и исполнилось ему 30 ноября 2011 года 70 лет.

 
   
aizh 2012-01 158

АВТОВАЗ: люди и машины
Юрий Овчинников
Иллюстрации пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ» и автора.

В честь своего 45-летия крупнейший российский производитель автомобилей ОАО АВТОВАЗ, организовал две представительные исторические выставки, на которых показал ретроспективу, сегодняшний день и будущее АВТОВАЗа. Первый показ, под названием «АВТОВАЗ: ЛЮДИ и МАШИНЫ», прошел в Москве, в ЦВЗ «Манеж» с 20 по 24 июля 2011 года. Одновременно подобная экспозиция была представлена публике и в Тольятти, на площадях обновленного Музея АВТОВАЗа. Уникальные автомобили LADA, исторические и современные фотографии; фильмы и видеоролики, новый рекламный креатив LADA, показанные на выставках, позволили пролистать историю, увидеть, чем живет завод сегодня, и заглянуть в завтрашний день.

 
   
aizh 2012-01 166

После финиша «Гонок без финиша»
Сергей Ионес
Иллюстрации из архива автора.

Я мечтал посмотреть этот фильм много лет. Видел его всего дважды - показ и повтор году в 1984-м. Была тогда такая хитрая Четвертая (образовательная) программа Центрального телевидения, в сетке которой присутствовал «фильм с субтитрами», предназначенный для глухонемых. Очень интересные и малознакомые картины показывали в этой рубрике!

 
   
aizh 2012-01 170

Начало восемнадцатого
Сергей Ионес
Иллюстрации автора.

Без малого 20 лет назад, в первой половине 1990-х, когда появилась в свободной продаже масштабная продукция зарубежных фирм, отечественные любители познакомились с невиданным ранее масштабом 1:18. Машинки исполинских размеров оснащались, казалось, всеми деталями настоящего автомобиля, у них даже управляемые колеса обязаны поворачиваться вместе с рулем.

   
aizh 2012-01 177

Архив. КТ-214-40П
Николай Марков
Иллюстрации из архива автора.

В 1950-х годах в СССР начали создаваться первые конструкции активных автопоездов. Сегодня уже не секрет, что создавались они с прицелом сугубо на военный призыв, в основном в качестве высокомобильных носителей вооружения. Опытные образцы такого рода техники были построены на базе практически всех выпускавшихся в стране полноприводных грузовиков – ГАЗ-63, ЗИЛ-157, МАЗ-501, МАЗ-502. Чуть позднее появились варианты на базе новейших вездеходов ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал-375, КрАЗ-253 и МАЗ-537. Более того, участи армейской «активизации» не избежал даже гражданский полуприцеп ММЗ-584 к тягачу ЗИЛ-ММЗ-164Н!

 
   
aizh 2012-01 prilozhenie

Приложение. Ю.А. Меллер - «вождь» моторизации России
Станислав Кирилец
Иллюстрации из архива автора.

Немецкий род Меллеров был давно известен в Прибалтике. Главой династии промышленников этой семьи стал рожденный в 1820-х годах Александр Иванович Меллер. В середине XIX века он женился вторым браком на Генриетте Карловне Пиутти, дочери странствующего итальянского музыканта. Семья Меллер жила в городе Вейсенштейн Эстляндской губернии и имела девять детей. Кроме сына от первого брака - Вильгельма, у Александра Ивановича родилось еще восемь детей: сыновья - Роберт, Иван, Юлий, Константин и дочери - Александра, Матильда, Эльвира и Иозефина (она умерла в молодости). Позже сын Эльвиры Б. Н. Екатов, автор «Семейных хроник», писал о предприимчивости А. И. Меллера: «...то он арендует дегтярный завод, то еще вроде винокуренного и т.д.». Семья часто переезжала с места на место и к концу XIX века оказалась в Москве.

 
   
Оформить покупку  

 

 

Поделиться c друзьями: